Кражи с пластиковых карт — реально ли вернуть деньги?

Ответ на вынесенный в заголовок статьи вопрос — «Да». Обязанность возвращать похищенные с «пластика» деньги прописана во вступившем в силу 01.01.2014 законе «О НПС». Статья 9 означенного документа предусматривает немедленный возврат средств (без необходимости дожидаться результатов расследования).

Суть положений девятой статьи — возложение на банкиров полной ответственности за несанкционированное списание средств с клиентских счетов. Лишившемуся денег держателю «пластика» потребуется уведомить сотрудников банка-эмитента о списании средств без его согласия. Банкиры обязаны вернуть заявленную сумму в течение 24 часов после соответствующего извещения. Исключение возможно при наличии доказательств нарушения держателем карты правил ее использования, повлекшего списание денег по неосторожности (иными словами, банкирам потребуются убедительные доказательства вины клиента в потере принадлежащих ему средств).

Обсуждаемый закон обязывает банки извещать клиентов обо всех проводимых с «пластиком» транзакциях, – будь то снятие «налички», оплата покупок, зачисление денег и пр. На стадии обсуждения указанной нормы банкиры опасались того, что это требование приведет к массовым блокировкам карт из-за пробелов в клиентских базах персональных данных. Незадолго до вступления закона в силу Центробанк успокоил держателей банковских карт заявлением о согласии финансовых организаций информировать клиентов через эл. почту или СМС.

В опубликованном на официальном сайте ЦБ разъяснении уточнено, что «пластик» может быть блокирован эмитентом исключительно в случае нарушения клиентом оговоренного в договоре алгоритма использования карты. Отсутствие у банка данных для связи с держателем «пластика», в т.ч. по заключенным ранее договорам, не может являться основанием для блокировки.

Сверх того, банкиры обязаны обеспечить двустороннюю связь за счет предоставления клиенту возможности отправки уведомления эмитенту об утрате карты и/или пользования ею без согласия владельца. Все отправленные таким образом извещения должны фиксироваться в базах данных и храниться минимум 3 года.

Банкирам удалось оттянуть принятие защищающего права клиентов закона более чем на год. На стадии обсуждения юристы финучреждений требовали от законодателей множества уточнений. Некоторые из них — вроде вопроса о порядке уведомления «спящих клиентов», контакты которых давно не обновлялись — были Центробанком разъяснены. Однако ключевое опасение банкиров — о возможности мошеннических действий клиентов — регулятором развеяно не было.

В итоге представители кредитных институтов видят в каждом клиенте, обращающемся за компенсацией незаконно списанных с карты средств, потенциального афериста. При этом ст.9 закона «О НПС» не оставляет банкирам времени на проведение разбирательства (как было сказано выше, возместить «потерю» нужно в течение суток после обращения).

И хотя новый закон максимально защищает интересы держателей карт, им следует проявлять бдительность для того, чтобы не быть обвиненным банкирами в потере средств по неосторожности. Владельцам «пластика» не следует выполнять распоряжения звонящих незнакомцев, представляющихся сотрудниками банка и любой другой госорганизации. Прежде всего держателю карты необходимо удостовериться в правдивости изложенной собеседником информации. Для этого нужно потребовать от него подтвердить полномочия или перезвонить в структуру, сотрудником которой представляется звонящий.

Важно помнить, что главная цель аферистов — застать собеседника врасплох, создать внештатную ситуацию с целью заставить его добровольно отдать средства или выполнить нужные для этого действия.

Не следует забывать и о содержащемся на тыльной стороне «пластика» бесплатном номере телефона банковской «горячей линии», по которому держатель карты в любое время суток может уточнить состояние карточного счета, навести справки о проблемах с картой или заблокировать ее.

В случае же категорического отказа банкиров возвращать незаконно списанные с карты средства, потребуется обращение в суд. И хотя нормы многократно упомянутого закона «О НПС» однозначно на стороне владельца, помощь профессионального юриста лишней не будет (опровергать инсинуации банкиров о потере средств по вашей вине лучше в компании квалифицированного адвоката).

Leave A Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.